Компании-члены ГРМО
Список по городам
Награды ГРМО

Зал славы ГРМО
Лауреаты конкурса/Спонсоры
Гильдия риэлторов Московской области РГР 2018 РГР 2018 РГР 2018 РГР 2018 Лидер отрасли
Российская Гильдия Риэторов
Объединяя профессионалов
Основана в 1997 году

ГИЛЬДИЯ РИЭЛТОРОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЛУЧШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РГР 2013, 2018 ЛИДЕР ОТРАСЛИ 2018


8 (925) 039-88-00, 8 (985) 604-97-92
 

Преимущества
ГРМО
Сертифицированные
риэлторы (реестр)
База объектов
"ДОМБОНУС"
Юридические новости
25.02.2021

Оцениваем грядущие изменения в антиотмывочный закон

30.12.2020 Президентом РФ подписан Федеральный закон № 536-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 536-ФЗ).

Попробуем разобраться какие изменения и когда ждут субъектов Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) в связи с принятыми поправками.

В первую очередь следует отметить, что изменения коснутся всех без исключения субъектов Федерального закона № 115-ФЗ, включая кредитные и некредитные финансовые организации; организации, поднадзорные Росфинмониторингу и иным ведомствам.

В целом принятый закон направлен на исключение необоснованного применения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, права на отказ в выполнении распоряжений клиентов в совершении операций, а также применения кредитными организациями права на отказ в заключении или расторжение договора банковского счета (вклада).

Федеральным законом № 536-ФЗ предусмотрено поэтапное вступление в законную силу поправок. Учитывая дату его официального опубликования 30.12.2020, большая часть изменений в Федеральный закон № 115-ФЗ начнет действовать с 30.01.2021, остальные – с 01.09.2021.

Итак, с 30.01.2021:

  1. Статья 7 дополнится пунктом 13.1-1, устанавливающим обязанность:
  • Кредитной организации представить клиенту, которому отказано в заключении договора банковского счета (вклада) или с которым договор банковского счета (вклада) расторгнут, информацию о дате и причинах принятия соответствующего решения, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения;
  • Организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представить клиенту, которому отказано в проведении операции, информацию о дате и причинах принятия соответствующего решения в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе от проведения операции.

Новым пунктом предусмотрено условие о том, что порядок указанного информирования устанавливается договором с клиентом или действующими в организации публичными правилами.

То есть, если ранее порядок информирования клиентов об отказе в проведении операции и его причинах содержался в соответствующей программе правил внутреннего контроля (далее – ПВК) организации и не был доступен непосредственно клиентам, то теперь его необходимо включить в договор с клиентом или публичные правила оказания услуг

Для некредитных финансовых организаций, поднадзорных Банку России (далее – НФО), Положением № 445-П предусмотрено информирование клиентов о причинах принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции только в случае его обращения в НФО. 

Если действующие ПВК НФО, а также иных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, содержат аналогичный порядок, в них необходимо внести изменения согласно новой редакции п. 11 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, указав также предельный срок информирования клиента о дате и причинах принятия решения об отказе в проведении операции, так как положения Федерального закона №-115-ФЗ имеют большую юридическую силу по сравнению с подзаконными актами надзорного органа.

  1. Уточняются категории клиентов, в отношении которых кредитные организации вправе принять решение об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), в частности такое решение не может быть принято в отношении физических лиц.
  2. Право организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении операции будет обусловлено исключительно возникновением подозрений в том, что такая операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее – ПОД/ФТ). Предусмотренное действующей пока редакцией п. 11 ст. 7 исключение на отказ от операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ, будет отменено.
Необходимо внести соответствующие изменения в программу организации работы по отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции ПВК.
  1. На уровне Федерального закона № 115-ФЗ будет закреплено условие принятия организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции; принятие кредитной организацией решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) и о расторжении договора банковского счета (вклада) руководителем соответствующей организации или специально уполномоченными им лицами.
Если действующими ПВК предусмотрен иной уровень принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, например специальным должностным лицом (СДЛ), необходимо привести их в соответствие с новой редакцией Федерального закона № 115-ФЗ.
  1. С 10 до 7 рабочих дней будет сокращен срок, в течение которого организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана рассмотреть представленные клиентом документы или сведения и сообщить клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми было принято решение об отказе от проведения операции, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), либо о невозможности устранения соответствующих оснований.
Если действующими ПВК предусмотрены иные сроки рассмотрения представленных клиентом документов и сведений, их также необходимо привести в соответствие с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ.
  1. При выплате, передаче или предоставлении являющемуся участником лотереи клиенту – физическому лицу выигрыша на сумму менее 15 000 рублей упрощенная идентификация такого клиента также может не проводиться.
  2. Понятие «осуществление внутреннего контроля» будет дополнено требованиями по проведению в установленных Федеральным законом № 115-ФЗ случаях упрощенной идентификации клиентов – физических лиц, установлению информации, указанной в пп. 1.1 п. 1 ст. 7 указанного Федерального закона.
Если действующие ПВК содержат понятие «осуществление внутреннего контроля», его необходимо будет привести в соответствие с новой формулировкой согласно Федеральному закону № 115-ФЗ.
  1. Поднадзорные Банку России кредитные организации и НФО не вправе использовать в качестве единственного основания при определении степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, полученную от Центрального банка Российской Федерации информацию.

Кроме того, Федеральный закон № 536-ФЗ вносит следующие изменения, вступающие в законную силу 01.09.2021:

  • Устанавливается обязанность для кредитных организаций представить в уполномоченный орган сведения об отмене судом принятых решений об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), сведения о которых ранее были представлены в уполномоченный орган, в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем получения решения суда;
  • Запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах ПОД/ФТ/ФРОМУ будет дополнен исключением в части информирования клиентов об отказе клиенту в приеме на обслуживание;
Данная поправка потребует внесения изменений в соответствующие положения ПВК.
  • Основания документального фиксирования информации будут дополнены таким основанием как «решение клиента об отказе от установления отношений с организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или о прекращении отношений с такой организацией, если у работников такой организации возникают обоснованные подозрения, что указанное решение принимается клиентом в связи с осуществлением организацией внутреннего контроля»;
Порядок документального фиксирования информации (документов), полученной (полученных) при реализации ПВК необходимо будет дополнить новым основанием.
  • В случае непроведения идентификации (упрощенной идентификации), а также неустановления информации, указанной в пп. 1.1 п. 1 ст. 7 организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны будут отказать клиенту в приеме на обслуживание (за исключением случаев, когда соответствующие мероприятия не проводятся согласно Федерального закона № 115-ФЗ). Кредитные организации руководствуются указанными положениями в том числе при заключении с клиентом договора банковского счета (вклада);
  • Исключен запрет кредитным организациям заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставления клиентом, представителем клиента документов и сведений, необходимых для идентификации клиента, представителя клиента.

Таким образом, Федеральный закон № 536-ФЗ вносит ряд существенных изменений в Федеральный закон № 115-ФЗ, которые потребуют корректировки субъектами антиотмывочного законодательства своих ПВК и иных документов, а также соответствующих процедур внутреннего контроля.

www.fkdconsult.ru

Вернуться к списку новостей
Задать вопрос
Задайте Ваш вопрос по работе гильдии и мы обязательно свяжемся с Вами
Нажимая кнопку отправить, Вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных
Спасибо!
Задать вопрос