Интервью с президентом Гильдии риэлторов Московской области - Хромовым Андреем Александровичем

11.01.2013

«НАША ЗАДАЧА – БЫТЬ БЛИЖЕ К ПОТРЕБИТЕЛЮ»

Андрей Хромов,
Президент Гильдии риэлторов Московской области

15 лет - возраст совсем небольшой. И не только для человека. Для организации тоже. Только не для тех, кто работает на рынке недвижимости. Здесь все так стремительно развивается, что один год может идти за два, а то и за три. Поэтому 15 лет для Гильдии риэлторов Московской области – возраст вполне зрелый. И, как говорится, есть о чем рассказать, чем поделиться. А наработано Гильдией за эти годы немало. Слово – президенту ГРМО Андрею Александровичу Хромову:

- Наша Гильдия была создана в 1997 году. Тогда уже существовала Российская гильдия риэлторов и некоторые подмосковные компании являлись ее членами еще с начала 90-х годов. Но со временем назрела необходимость организации профессиональной общественной организации риэлторов и в Подмосковье. В какой-то мере ускорению создания ГРМО послужила активность Комитета по предпринимательству правительства Московской области. Рынок тогда уже активно развивался, и власти поняли, что с риэлторами нужно теснее сотрудничать. Им нужно было знать, к примеру, ценовую ситуацию в городах Подмосковья. Но работать отдельно с каждой компанией было не очень удобно, поэтому они в беседах с лидерами рынка говорили, что им нужно организоваться. Одним из инициаторов создания новой организации стал Власенко Сергей Владимирович. Он же был и ее первым президентом. «Пионерами» ГРМО стали агентства недвижимости – «Мегаполис-сервис», «Ордео», «Квартирный вопрос», «Кредит-центр» и некоторые другие.

- Понятно, что туда вошли наиболее крупные компании из близлежащих городов Подмосковья. А как повели себя другие компании?

- Да первоначально в ГРМО были компании из Балашихи, Люберец, Подольска, Электростали и других городов, расположенных в ближнем и среднем Подмосковье. Но официальное создание Гильдии сразу же вызвало повышенный интерес и среди других риэлторских фирм из многих районов Московской области. Президент вошел в консультационный совет Московской областной лицензионной палаты. Так что информация о создании ГРМО и первые ее шаги, скоро вызвали волну вступающих. За короткое время членами ГРМО стало более 200 компаний.

- Тогда было обязательное лицензирование и тесные связи с органами, кто выдавал лицензии, компаниям было просто выгодны.

- Да, безусловно, и это повлияло, но не стало доминирующим фактором. Все же компании поняли, что жить в вакууме, а тем более работать, довольно сложно. А компании входящие в ГРМО обменивались информацией, что позволяло быть в курсе ситуации на рынке, обмениваться опытом, находить новое и прогрессивное в технологиях, используемых партнерами по гильдии и, в конечном счете, не делать в дальнейшем серьезных ошибок, быстрее развиваться. Все же не забывайте, что рынок был еще достаточно молодой, и многого риэлторы просто не знали. А членство в ГРМО позволяло быть в тесной связи с Российской гильдией риэлторов, участвовать в мероприятиях российского масштаба, а это открывало доступ к гораздо большему объему информации, использовать ее в своей работе. Так что подталкивал к вступлению Гильдию больше информационный голод, чем возможность иметь некие преференции при получении лицензии.

- Андрей Александрович, расскажите немного о структуре ГРМО. Она у вас не такая, как, к примеру, в Московской ассоциации риэлторов.

- Да, у нас есть уникальная особенность, отличающая нас от большинства остальных общественных организаций России. Есть ГРМО в целом, а есть муниципальные гильдии на местах, в муниципальных районах. У нас таких районных гильдий - 16. Они объединяют агентства недвижимости, работающие на локальном рынке конкретного района Московской области. Муниципальные гильдии входят в ГРМО в качестве коллективных членов. Так что, структура у нас - двухуровневая.

- Также как в РГР.

- Но там Россия, а здесь область. Такая структура есть еще в 2-3 регионах России, но такой разветвленной больше нет нигде.

- Может быть, у вас есть еще какие-то особенности?

- Например, есть компании, которые являются членами муниципальной гильдии, но, к сожалению, пока не все входят в ГРМО.

- Но как же так. По логике, если в ГРМО входит муниципальная Гильдия, то все ее члены автоматически должны вместе с ней входить.

- Наличие таких компаний - это показатель осознания частью руководителей агентств недвижимости своего места на рынке. Им достаточно районного уровня.

- И чего они лишаются, оставаясь на обочине?

Члены ГРМО являются одновременно членами Российской гильдии риэлторов. А быть членом в профессиональной организации общероссийского уровня, страны и крупнейшей области России - это, согласитесь, уже совсем другой статус и другие возможности. Так что, вопрос вхождения тех компаний, которые ограничиваются сегодня муниципальным уровнем, в Гильдию риэлторов Московской области и Российскую гильдию риэлторов - это вопрос времени. К тому же таких компаний совсем немного.

Но, хочу отметить, что с такими компаниями мы работаем, помогаем им понимать общую ситуацию. Многие же из них находятся далеко от центра жизни, варятся в своем соку, у них мало информации и…. Как я уже сказал, это этап роста и становления. Все компании в своем развитии проходят подобные этапы.

- Одним из важных элементов структуры ГРМО являются комитеты по защите прав потребителей и этике. А часто обращаются в Комитет клиенты?

- Жалоб не так много. Потому как компании, зная о том, что человек может обратиться в Комитет, стараются сами урегулировать взаимоотношения. Если же это не получается, то «сор выносится из избы» и с этим приходится разбираться членам комитета.

- Наверное, основа всех споров – деньги?

- Да, в основном. Например, клиент внес аванс, а потом отказывается от покупки. А компания уже проделала часть работы и считает, что заслуживает вознаграждение. Вот и возникает конфликт.

Иногда спор возникает в ситуации, когда компания не оправдала ожиданий продавца по продаже объекта, нарушены сроки и т.п.

И, как обычно, каждая из сторон отстаивает свою правду. И вот задача комитета – все взвесить и принять правильное решение. И это, скажу вам, не всегда бывает просто. Особенно, когда расследуется конфликт между компаниями, а ты директоров знаешь лично, считаешь обоих хорошими и порядочными людьми… Но, как говорится, Платон мне друг, но истина дороже. Так что порой решения о наказании даются очень нелегко.

Но зато все знают, что в ГРМО есть орган, который может правильно оценить ситуацию и вынести адекватное решение, и не доводить дело до суда. И если нам это удается сделать, удается донести до сторон конфликта, почему одна из сторон не права и должна понести наказание, то это Комитет считает своей победой.

- А компании выполняют решения Комитета?

- Как правило, компании выполняют решения Комитета. Ведь репутация в риэлторском бизнесе дорого стоит. К тому же, членами Комитета по защите прав потребителей и этике являются наиболее руководители агентств недвижимости, имеющие многолетний опыт и обладающие авторитетом.

Поэтому за всю историю ГРМО было всего несколько случаев, когда нам приходилось исключать из гильдии компании за отказ выполнить такие решения.

- Кстати, потребители, наверное, не все знают о том, что в ГРМО и муниципальных гильдиях есть Комитеты по защите прав потребителей?

- Согласен, но сейчас мы начинаем активно контактировать с муниципальными властями. В структуре каждой администрации есть соответствующие отделы. Называться они могут по разному, но суть одна - обеспечение механизмов защиты прав потребителей. Совместная работа и решение проблем граждан увеличивают диапазон известности. А «сарафанное радио» очень неплохо дополняет ту пропаганду, которую мы совместно с властями проводим на местах.

- Скажите, а сложно налаживать отношения с властями в районах? Как они воспринимают Гильдию? Помогают? Видят в вас партнеров?

- В районах, пожалуй, контакты осуществить проще, чем наверху. Хотя с областной думой мы и давно, и плодотворно работаем, наши специалисты не раз выступали в качестве экспертов при подготовке областных законопроектов. Все же, кто лучше риэлторов знает ситуацию, которая происходит на рынке недвижимости различных городов. А власть порой хочет это знать, вот и обращается в ГРМО за консультацией.

Но не всегда наладить рабочие отношения с администрациями городов бывает просто. Там, где главы регионов понимают необходимость диалога с представителями новой отрасли экономики, с риэлторским сообществом, там и «круглые столы» проходят, пресс-конференции, на которых власти и риэлторы обмениваются информацией. Там члены гильдий участвуют в реализации государственных и муниципальных программ: мы помогаем им детей-сирот обеспечивать жильем, в смысле подыскиваем нужную квартиру. Также и при расселении ветхого фонда помогаем решать вопрос подбора жилья для граждан. И даже иногда помогаем разрешить ситуацию с …обманутыми дольщиками.

Понятно, что процесс налаживания совместной работы с властями непростой, иногда руководители муниципальных гильдий и администраций на местах не могут найти общий язык. Проблема кроется опять-таки в том, что сама профессия риэлтора новая, лидеры общественных организаций тоже только учатся, в том числе быть представителями нашего профессионального сообщества в диалоге с властью. А ведь работа риэлтора - социально значимое дело, мы помогаем решать один из главных вопросов в жизни каждой семьи - жилищный вопрос. Поэтому надо настраивать рабочие отношения с властью, с депутатским корпусом, со СМИ. Это нужно для всего сообщества района.

- Расскажите, как идет прием в члены ГРМО? Всех ли принимаете? Каковы вообще критерии отбора?

- В 2012 году прием новых членов в ГРМО идет очень активно. Компания, которая хочет вступить в ГРМО, обращается в местную гильдию риэлторов. Если таковой нет (к примеру, в г.Рошаль, Луховицы, Озеры, Серебряные Пруды и некоторых других), то заявление подается непосредственно в исполнительный аппарат областной Гильдии.

А иногда инициатива о вступлении идет сверху, то есть мы предлагаем активным компаниям вступить в ГРМО. Например, Одинцово, Химки. Их риэлторы больше завязаны на Москву, но живут на территории области.

Хочу еще отметить, что быть членом ГРМО для многих компаний стало потребностью. Это же приобретение совсем другого статуса. Да и клиенты нынче пошли грамотные. При обращении в компанию многие спрашивают: а состоите ли вы в Гильдии, имеете ли сертификат, аттестаты сотрудников, спрашивают удостоверение риэлтора …

- Кстати, об удостоверении. Кому его выдают? И должен ли человек его показывать, когда спрашивают люди?

- Удостоверение риэлтора выдается не каждому агенту фирмы, а только аттестованным специалистам. И мы несем ответственность за каждого из них. Если вы сомневаетесь, с кем имеете дело, то можно посмотреть на сайте Гильдии, там есть реестр всех аттестованных сотрудников. Или можно позвонить в компанию, в которой работает агент. Кстати, это немалый элемент защиты. Рынок недвижимости в России еще очень молодой и мы ряду вопросов еще недалеко ушли от Америки 30-х годов. Потребитель рынок недвижимости знает слабо. Поэтому некоторые, так называемые «риэлторы», злоупотребляют доверием людей. Порой они представляются от компании, даже визитку дают человеку, но могут сделку проводить сами, то есть в личных интересах, и о ней никто не знает. Вот чтобы такого не было, мы по мере своих сил и возможностей стараемся образовывать не только риэлторов, но и клиентов. Чтоб они знали и понимали свои права, могли сориентироваться, с кем имеют дело. Порой из-за того, что люди обращаются за риэлторской услугой к дилетантам и создается негативное впечатление о нашей профессии. Мы это понимаем, поэтому стараемся на местах усиливать пропаганду цивилизованных отношений. И это на сегодня для нас является очень важной задачей.

- Отказывать приходилось? И если да, то почему?

- Да, приходилось. К сожалению, не все агентства недвижимости пока могут предоставлять качественные услуги. Тем более нести ответственность перед потребителем. Случается, что компании, которые претендуют на высокое звание члена ГРМО, неэтично ведут себя с партнерами. И таким компании местные гильдии риэлторов именно по этим причинам отказывают во вступлении.

Одним словом, прием нового члена - это серьезная и работа. Если хотите, то это своего рода селекция операторов рынка. Ведь, став членом профессиональной гильдии, компания начинает "поднимать планку" качества услуги и уровень ответственности перед потребителями. Те же, для кого это не является важным, из Гильдии уходят сами или мы их исключаем.

- А вам не говорят в сердцах, да пошли вы, нужна нам эта Гильдия…

- Так не говорят, но нередко даже члены ее спрашивают: а что дает нам Гильдия? Да, они все семинары прошли, на конференциях побывали, вот казалось бы все теперь знают. Возникает эффект насыщения информацией. Но ведь профессия развивается, а знаний много не бывает. Если не хочешь отстать и потеряться на рынке, то надо постоянно развиваться. Гильдия дает для этого прекрасные возможности. К тому же, таки вещи, как репутация, имидж, статус, механизмы ответственности перед потребителем – это серьезные преимущества на рынке. И члены Гильдии безусловно их имеют. И потребители это понимают.

- Скажите, тяжело ли быть президентом?

- Быть им не столько тяжело, сколько ответственно. Кроме того, должность эта не освобожденная и не оплачиваемая, поэтому она больше привлекает людей, скажем так, энтузиастов и увлеченных своим делом. За небольшую историю ГРМО каждый ее президент, вместе с активом Гильдии год за годом фактически создавал новое. Сегодня ГРМО - одна из мощных общественных организаций риэлторов России. Нас знают не только в России, но и в мире, наш опыт перенимают, к нашему мнению прислушиваются. А быть впереди, вносить весомую лепту в формирование новой отрасли экономики страны - это, знаете ли, увлекает.

- И в заключение хотелось бы спросить о вашем видении дальнейших перспектив развития Гильдии. Наверное, хотите, чтоб все районы области в нее входили, и чтоб качество услуг было на высоте, в соответствии с требованиями времени. Можно этого достичь?

- Есть такая задача - охватить все районы. Но это технический аспект глобальной задачи - реализации реального саморегулирования риэлторской отрасли на территории всей Московской отрасли. Мы хотим добиться, чтобы потребитель в любом месте Подмосковья мог обратиться в ответственную компанию, знал, что его интересы защищены, что он имеет дело с профессионалами, способными оказать качественную услугу. Мы хотим создать механизм регулирования, отторгающий из отрасли непрофессионалов, безответственных дилетантов и откровенных хапуг. Мы хотим, чтобы все компании, входящие в ГРМО, вели себя цивилизованно на рынке, показывали бы пример достойной работы с клиентами, чтобы все руководители компаний формировали у своих агентов понимание того, что качество услуги и ответственность перед потребителем – это для них главное.

Политика ГРМО – приближение к потребителю, который находится непосредственно в данном городе и районе. Будем укреплять связи риэлторских структур с администрациями регионов и области в целом, усиливать пропаганду миссии члена Гильдии риэлторов Московской области – развитию цивилизованных отношений на рынке недвижимости.

Беседу вел Вениамин ВЫЛЕГЖАНИН

Вернуться к списку новостей

Запрос информации: Вступить в ГРМО / Пройти аттестацию / Сертификацию

Я согласен с условиями публичной оферты Нажимая кнопку отправить, Вы подтверждаете свое согласие на обработку предоставляемых данных
Задать вопрос
Задайте Ваш вопрос по работе гильдии и мы обязательно свяжемся с Вами
Нажимая кнопку отправить, Вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных
Спасибо!
Задать вопрос