Компании-члены ГРМО
Списки по городам
Муниципальные гильдии
и профессиональные объединения
Награды ГРМО

Зал славы ГРМО
лауреаты конкурса/спонсоры
Гильдия риэлторов Московской области Основана в 1997 году

ГИЛЬДИЯ РИЭЛТОРОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Российская Гильдия Риэторов
Объединяя профессионалов
(496) 465-07-29, (985) 604-97-92

Сервисы
ГРМО
Реестр компаний
сертифицированных
Единая база
объектов ГРМО
Юридические новости
31.08.2017

Риэлторы не должны выполнять требования «антиотмывочного» закона

Агентства недвижимости, не осуществляющие непосредственные операции с денежными средствами клиентов или иным имуществом, не обязаны выполнять требования закона по противодействию легализации (отмыванию) полученных преступным путем доходов. К такому выводу 4 июня пришел Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Претензии регионального управления Росфинмониторинга (так называемой «финансовой разведки») были связаны с деятельностью агентства недвижимости «Города». По мнению чиновников, эта компания оказывает посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи и аренде недвижимого имущества, однако в нарушение закона не согласовала правила внутреннего контроля и не встала на специальный учет в «разведке», не передает информацию о сделках, не выявляет среди клиентов иностранных публичных лиц, а генеральный директор не прошла спецобучение. Кроме того, из заключенных договоров «финансовые чекисты» не смогли определить дату совершения операции с недвижимостью. Расценив эти действия как нарушения «антиотмывочного» закона, надзорный орган наложил на агентство недвижимости штраф в размере 200 тысяч рублей.

Не согласившись с такими санкциями, компания обратилась в арбитражный суд, который полностью опроверг выводы Росфинмониторинга. Действительно, закон о противодействии легализации (отмыванию) полученных преступным путем доходов распространяется и на организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимости. Его невыполнение предусматривает жесткую административную ответственность.

В то же время суд пришел к выводу, что под такой посреднической деятельностью подразумевается непосредственное участие организации в сделках и самостоятельное осуществление операции с денежными средствами или подконтрольным имуществом. Тогда как агентство занималось лишь поиском потенциальных покупателей жилых и нежилых помещений в строящихся многоквартирных жилых домах. «В материалах дела отсутствуют доказательства, что ООО «АН «Города» непосредственно и самостоятельно производились операции с имуществом и денежными средствами», – констатировал судья Дмитрий Боровлев, признавая постановление Росфинмониторинга о наложении административного штрафа незаконным.

само постановление

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

04 июня 2014 года Дело № А56-13654/2014

Резолютивная часть решения объявлена 28 мая 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 04 июня 2014 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Боровлева Д.Ю.,при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лесковой Н.В. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: общество с ограниченной ответственностью «АН ГОРОДА»

заинтересованное лицо: МРУ Росфинмониторинга по СЗФО о признании незаконным и отмене постановления от 27.02.2014 № 04-07/10-1/2

при участии

от заявителя: Аникеевой А.А., протокол общего собрания от 25.12.2013 № 7 от заинтересованного лица: не явился, извещен

установил:

общество с ограниченной ответственностью «АН «ГОРОДА» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления МРУ Росфинмониторинга по СЗФО (далее - управление) от 27.02.2014 № 04-07/10-1/2 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи

15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ).

В судебном заседании представитель общества поддержал заявленные требования в полном объеме.

Заинтересованное лицо надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, представителя для участия в судебном заседании не направило.

Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123,156 Арбитражного

процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил, что на основании приказа от 28.01.2014 № 18-04-01/8-П управлением в период с 03.02.2014 по 04.03.2014 проведена проверка деятельности общества, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский пр., д. 84, корп. 2, кв. 246 (Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 83), по соблюдению законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов,

полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 07.12.2012 по 31.01.2014.

В ходе проверки выявлены и в акте проверки от 14.02.2014 № 7 зафиксированы следующие обстоятельства:

- общество оказывает посреднические услуги при осуществлении сделок купли- продажи и аренде недвижимого имущества;

- общество не состоит на учете в Федеральной службе по финансовому мониторингу;

- лицо, ответственное за исполнение правил внутреннего контроля - генеральный директор Аникеева А.А., на момент проверки не проходила обучение в форме целевого инструктажа;

- правила внутреннего контроля на согласование в МРУ Росфинмониторинга по СЗФО не предоставлялись;

- организацией совершались операции (сделки с недвижимостью на суммы свыше 3 миллионов рублей), подлежащие обязательному контролю, информация по которым в уполномоченный орган не предоставлялась;

- из предъявленных договоров не представляется возможным выявить дату совершения операции с недвижимым имуществом;

- не представлены документы, подтверждающие проведение проверочных мероприятий, направленных на выявление клиентов, являющихся иностранными публичными должностными лицами;

По результатам проверки управление пришло к выводу о нарушении обществом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшее не представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, что явилось основанием для составления протокола об административном правонарушении от 14.02.2014 № 0407/10-1/2, действия заявителя квалифицированы по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ.

Постановлением от 27.02.2014 № 04-07/10-1/2 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи

15.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Не согласившись с постановлением управления, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Согласно статье 1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О

противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ) данный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В силу статьи 2 Закона № 115-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В соответствии со статьей 3 Закона № 115-ФЗ под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля; осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

Исходя из статьи 5 Закона № 115-ФЗ, в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся:

кредитные организации;

профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые организации и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды;

организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;

организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;

организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; операторы по приему платежей;

коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов; кредитные потребительские кооперативы; микрофинансовые организации.

Таким образом, субъектом административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ может быть лицо, которое указано в перечне, установленном статьей 5 Закона № 115-ФЗ, при совершении операций, понятие которых дано в статье 3 этого же Закона.

Управление, привлекая общество к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, пришло к выводу о том, что деятельность общества в рамках субагентского договора от 19.04.2013, является посредническими услугами при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, понятие которых определено в пункте 3 Закона № 115-ФЗ, в связи с чем подлежат контролю в соответствии с Законом № 115-ФЗ.

Однако делая данный вывод, управление не учло следующее.

Под оказанием организацией посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества в контексте статьи 5 Закона № 115-ФЗ следует понимать такие виды посредничества, когда это юридическое лицо выступает от имени и по поручению участника сделки с недвижимым имуществом, непосредственно участвует в такой сделке и, соответственно, самостоятельно (но в интересах представляемого) осуществляет операции с денежными средствами или названным подконтрольным имуществом.

Пунктом 1.1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ установлено правило, в соответствии с которым сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции, в том числе, сведения о дате совершения операции с денежными средствами или иным имуществом.

Из материалов дела следует, что общество в рамках договорных отношений совершало действия, связанные с поиском юридических и физических лиц (потребителей), желающих приобрести жилые и нежилые помещения в строящихся многоквартирных жилых домах, путем заключения договоров долевого участия в строительстве.

Однако в материалах дела отсутствуют доказательства, что обществом непосредственно и самостоятельно производилась операции с имуществом и денежными средствами, т.е. что совершенные им сделки относятся к операциям с имуществом, понятие которых определено в пункте 3 Закона № 115 -ФЗ и подлежащим контролю в соответствии с Законом № 115-ФЗ.

Анализ статей 2, 5 Закона № 115-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что требования этого Закона подлежат обязательному исполнению не всеми организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, а только теми, закрытый перечень которых предусмотрен статьей 5 Закона.

В данном случае, в нарушение требований статей 65, 200 АПК РФ, административный орган не доказал, что общество, занимаясь предпринимательской деятельностью в рамках заключенных договоров, обязано было соблюдать требования, предусмотренные Законом № 115-ФЗ (в том числе, по постановке на учет в уполномоченном органе, по назначению специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, по организации обучения работников; по предоставлению информации в уполномоченный орган об операциях, подлежащих обязательному контролю).

В силу статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Недоказанность административным органом состава вменяемого административного правонарушения свидетельствуют о неправомерности привлечения общества к административной ответственности и незаконности оспариваемого постановления.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу о назначении административного наказания от 27.02.2014 № 0407/10-1/2 в отношении общества с ограниченной ответственностью «АН Города».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

Судья Боровлев Д.Ю.

www.belparus.livejournal.com

Вернуться к списку новостей
© 2008–2017 Гильдия риэлторов Московской области.
Все права защищены.
  Яндекс.Метрика