Что прописать в договоре, чтобы электронная переписка не сработала против компании
Если подпишете первичку или иные документы электронно без подробного условия, прописанного об этом в договоре, то придется готовиться к спору не только с контрагентом, но и с налоговой. Написать в договоре общую фразу, что стороны используют электронный документооборот - недостаточно.
Какие условия и пункты необходимо добавить в договор, чтобы они помогли наладить электронный обмен документами с контрагентом, смотрите в таблице ниже.
Пропишите, что используете разные виды электронных подписей. |
Пример формулировки: «Стороны договорились, что для подписания настоящего Договора и дополнительных соглашений к нему могут использовать электронные подписи, а именно: Договор может быть подписан со стороны Контрагента 1 усиленной неквалифицированной подписью, а со стороны Контрагента 2 — усиленной квалифицированной подписью».
Например, ВС поддержал Росреестр в отказе зарегистрировать договор аренды, когда арендодатель подписал его усиленной электронной подписью, а арендатор — рукописной. Поскольку электронную подпись проставила только одна сторона, госорган не признал такой договор электронным документом и потребовал представить подлинник на бумаге (Определение ВС от 25.04.2019 по делу № А73-6060/2018). |
Предусмотрите в договоре, что подписываете первичные документы электронно. |
Пример формулировки: «Стороны признают надлежащим подписание Договора, актов, дополнительных соглашений к нему, первичных учетных документов путем обмена отсканированными копиями по электронной почте. Такие документы считаются подписанными простой электронной подписью и приравниваются к документам на бумажном носителе». |
Укажите, что обмениваетесь электронно только конкретными документами. |
Например, суд отклонил довод истца об электронном документообороте, так как акты, на которые он ссылался, не входили в закрытый перечень из соглашения об электронном обмене документами (Постановление АС Дальневосточного округа от 18.09.2019 по делу № А73-14124/2018).
Пример формулировки: «Стороны предусмотрели, что документы, направленные при помощи телефонной, электронной и других видов связи, указанных в приложении № 1 к настоящему Договору, обладают юридической силой, их направление в бумажном виде не требуется». Обратите внимание!Поломка носителя с электронной подписью не освободит от ответственности, если не подписали договор в срок. Суды считают, что если стороны должны подписать договор в конкретный момент, например, когда заключают его по результатам торгов, то технические проблемы с электронной подписью не освободят от ответственности за нарушение сроков. Добросовестный участник оборота обязан своевременно подписать договор. Суды указывают, что поломка носителя с электронной подписью не будет обстоятельством вне контроля стороны, а значит, не освободит ее от ответственности за нарушение (определение ВС от 10.03.2021 по делу № А40-6502/2020, постановление АС Волго-Вятского округа от 01.06.2020 по делу № А79-9129/2019). |
Добавьте в договор, что можете переписываться с контрагентами в мессенджерах. |
Пример формулировки: «Стороны договорились, что взаимодействие в рамках настоящего Договора может осуществляться в электронной форме. В том числе путем использования электронной почты и мессенджера WhatsApp, при этом авторизованными признаются контактные данные, указанные в разделе 9.1 Договора «Реквизиты Сторон»». |