Кризис изменил вектор развития российских городов – исследование

19.06.2015

Кризис изменил вектор развития российских городов – исследование

Экономические реалии и сложная геополитическая обстановка могут помешать российским городам развиваться в соответствии с мировыми трендами в девелопменте, считают эксперты департамента стратегического консалтинга NAI Becar

Такой вывод они сделали, выделив пять основных трендов, присущих девелопменту в наиболее развитых мегаполисах мира, и рассмотрев их применительно к московским реалиям.

1. Smart Growth. Концепция "умного роста" рассчитана на ограничение бесконтрольного расширения метрополий, а также на сокращение вредного влияния строительства на окружающий мир. В основном, ограничения касаются разрастания жилых агломераций вокруг крупных мегаполисов.

"Речь идет о том, чтобы развивать существующие пространства в городах или создавать новые связи между городами - например, как в Нидерландах, где четыре крупнейших города объединяются в единую Randstad посредством новых транспортных систем и зеленых зон, - отмечает Анна Данченок, заместитель директора департамента стратегического консалтинга NAI Becar. - В Москве до последнего времени рост был скорее поощряемым, чем ограничиваемым - в ближайшем Подмосковье быстро растут города-спутники, а присоединение новых территорий и вовсе поставило фактически точку на любых ограничениях по строительству жилья в агломерации".

2. TOD (Транспортоориентированный девеломент (Transit-oriented development)). В большинстве мегаполисов мира развитие систем общественного транспорта - одна из главных задач. В этом свете недвижимость, ориентированная на транспортные и пешеходные потоки, становится новым сегментом. Остановки общественного транспорта, пересадочные хабы, участки вдоль транспортных линий становятся магнитом для инвестиций - возьмем ускоренное освоение участков вдоль скоростной автобусной линии (BRT system) в Бразилии (Curitiba), строительство МФК Olympian City в Гонконге, рядом со станцией MTR (Olympic Station), реконструкцию станции Westfield в Лондоне и многие другие.

Москва в отношение данного тренда находится "впереди планеты всей" по числу проектов в сфере транспортной инфраструктуры - начиная от многочисленных проектируемых транспортно-пересадочных узлов на ж/д станциях и станциях метрополитена, заканчивая проектом МКЖД со строительством новых станций и сопутствующей инфраструктуры. Данный тренд имеет все шансы стать одним из локомотивов девелопмента в ближайшие годы.

3. Смена якоря. Мы привыкли, что девелопмент коммерческой недвижимости ассоциируется у нас прежде всего с бизнес- и торговыми центрами, реже - с гостиницами и логопарками. При этомновое строительство в развитых странах призвано удовлетворить потребности новых доходныхотраслей, в частности, научно-исследовательской сферы и медицины. Активно расширяются университеты, крупные медицинские центры (внедряется концепция медицинского туризма (health tourism)), строятся офисы компаний технологической сферы.

Основным драйвером спроса на недвижимость в Москве по-прежнему остаются такие отрасли как телекоммуникации, банки, сырьевые и "околосырьевые" компании, а также ритейл. Учитывая экономические реалии, в ближайшее время существенных структурных сдвигов в отраслях экономики России, а значит и типах недвижимости, не предвидится.

4. Дизайн. Превалирующим архитектурным трендом в мире является "близость к природе" и активное внедрение принципов устойчивого развития. Здания часто интегрируются в ландшафт (например, в проекте East Village в Олимпийской деревне в Лондоне), в дизайне пространств используются нестандартные элементы, привлекающие внимание (Metropol Parasol в Севилье).

Безусловно, в Москве есть много позитивных примеров креативного дизайна, но типовые панельные дома и стеклобетонные офисные башни все еще превалирующий тренд в новых проектах девелопмента. В последние годы в новых проектах начали применяться элементы "зеленого строительства", влияющие, в том числе, на дизайн. Однако снижение объемов инвестиций и, главное, падение спроса со стороны западных компаний способно свести на нет эти начинания.

5. Коммуникативность. В широком смысле под коммуникативностью пространства подразумевается не только оснащенность wi-fi и наличие современных средств связи, но и стимулирование коммуникаций между людьми, то есть создание рекреационных пространств для общения, отдыха, приятного времяпрепровождения в любое время дня внутри зданий и снаружи. К этому же тренду относят устройство парков, пешеходных зон, включение арт-пространств в концепции освоения территорий.

Москва - лидер в области активного развития рекреации. При этом далеко не все проекты нового строительства отличаются подобным подходом - концептуальная рекреация часто отсутствует в проектах девелопмента.

Подводя итоги исследования, эксперты отмечают, что в последние годы Россия так или иначе приблизилась к западному пониманию девелопмента, однако не все глобальные тренды работают у нас сегодня. Непростые геополитические реалии и влияние кризисных факторов могут еще на несколько лет отодвинуть Москву (не говоря уже о регионах) на позицию аутсайдера мирового рынка коммерческой недвижимости. В этом случае мы можем оказаться "на задворках" урбанистического прогресса, опасаются специалисты.

www.irn.ru

Вернуться к списку статей

Запрос информации: Вступить в ГРМО / Пройти аттестацию / Сертификацию

Я согласен с условиями публичной оферты Нажимая кнопку отправить, Вы подтверждаете свое согласие на обработку предоставляемых данных
Задать вопрос
Задайте Ваш вопрос по работе гильдии и мы обязательно свяжемся с Вами
Нажимая кнопку отправить, Вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных
Спасибо!
Задать вопрос