Пять расхожих заблуждений по поводу госэкспертизы

30.11.2013

Пять расхожих заблуждений по поводу госэкспертизы

1. Многие СНиПы и ГОСТы давно устарели, и строить исходя из их требований практически невозможно. А значит, представленные на госэкспертизу проекты эксперт может оценить как ему вздумается.

– Не стану утверждать, что действующая нормативно-правовая база в области проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства на сегодня является достаточной в полной мере. Даже несмотря на то, что после утверждения в 2009 году нового техрегламента о безопасности зданий и сооружений была проведена актуализация СНиПов, включённых в обязательный перечень. Эти своды строительных стандартов, норм и правил включены в систему общенациональной стандартизации и являются действующими нормативными документами, обязательными для соблюдения. Они регулируют все стадии строительства от этапа проектирования и проведения изысканий до возведения объектов и обеспечивают безопасность и качество строящихся объектов.

При этом, безусловно, на рынке появляются новые технологии и материалы. Заложить в стандарты и своды правил каждое новшество невозможно, да и нет в этом необходимости. Если требуется отступить от требований техрегламентов или же СНиПами не предусмотрены какие-то технологии и работы, по заказу инвестора (заказчика) разрабатываются специальные технические условия (СТУ). Их необходимо согласовать с МЧС и Минрегионом (кстати, теперь эта функция, вероятно, перейдет к вновь созданному министерству строительства и ЖКХ), которые, в свою очередь, проводят научно-техническую экспертизу представленного проекта. На основании утвержденных СТУ и готовится соответствующий раздел проектной документации, а госэксперт при рассмотрении сверяется именно с этим нормативным документом.

Так что ни о каком произволе эксперта и субъективном подходе к экспертизе проектов не может быть и речи.

2. Чтобы сохранить общий бюджет проекта, застройщик, зная, что смету всё равно урежут, «размазывает» лишние деньги равномерно по всем статьям.

– Закладывать лишние деньги в статьи сметы для проектировщика бессмысленно: эксперт проверяет каждую цифру на соответствие объёмам и нормативам. При этом перед государственной экспертизой не стоит задача снизить сметную стоимость во что бы то ни стало. Если проследить статистику данных по экономии бюджетных средств на стадии проверки сметной документации, которые регулярно публикуются нашим ведомством, то можно увидеть, что процент снижения всегда варьируется.

Когда компания-проектировщик серьёзно подходит к разработке проектной документации, госэксперт это сразу видит по качеству представленных проектных решений и сметной документации. Но зачастую срабатывает так называемый «человеческий фактор»: небрежность или незнание каких-то нормативов. Это приводит к тому, что расценки на работы применяются некорректно – используются, к примеру, неправильные коэффициенты. Иногда одни и те же работы фигурируют в разных разделах документации, то есть получается дублирование.

Чаще всего в сметной документации проектировщики допускают некорректное применение расценок на материалы и работы, а также неправильную оценку объёмов строительно-монтажных работ. Кроме того, проектировщиками необоснованно применяются повышающие коэффициенты (к примеру, на стеснённые условия труда), что затем не подтверждается в ходе экспертизы. Не редкость и банальные арифметические ошибки в представленных расчётах.

Считать же, что эксперт стремится «зарезать» любую смету, в корне неверно.

3. В погоне за экономией экспертиза может выкинуть из проекта, к примеру, чуть более дорогие, зато красивые, надёжные и долговечные материалы.

– Никто не экономит на безопасности и надёжности возводимых объектов. Экономия бюджетных средств в результате госэкспертизы достигается не за счёт использования низкокачественных материалов, а за счёт применения типовых проектных решений, которые позволяют сократить бюджет и сроки строительства, а также за счёт исправления некорректно составленных смет. Скажем так: это первый уровень оптимизации затрат.

Но экономить бюджетные средства только путём корректировки сметной документации уже недостаточно. Необходимо на стадии проектирования повышать эксплуатационную долговечность и ремонтопригодность возводимых объектов, тем самым снижая расходы на последующее техническое содержание. Сделать это возможно лишь за счёт применения на объектах городского заказа инновационных и высококачественных материалов, изделий и оборудования, конструктивных и технологических решений.

В настоящий момент в Департаменте градполитики создана рабочая группа, в которую входят и специалисты Москомэкспертизы. Эта группа как раз и занимается отбором перечня инновационной строительной продукции, для которой будут разрабатываться расценки, и затем эти инновационные решения будут включены в территориальную сметно-нормативную базу ТСН-2001. После этого проектировщики смогут использовать строительные инновации при разработке проектной документации.

Так что задача госэкспертизы – не тянуть проект в сторону «эконом-варианта», а заложить в строящийся объект наилучшие эксплуатационные свойства.

4. Если проект получил заключение госэкспертизы, и смета утверждена, то увеличить статью расхода даже на материалы, подорожавшие за период строительства, уже невозможно. Выкручивайся как хочешь!

– Регламент вовсе не запрещает вносить изменения в ранее согласованный проект. Наоборот, выявившиеся в процессе строительства необходимые изменения проекта, влияющие на конструктивную надёжность и безопасность возводимого объекта, в обязательном порядке согласовываются с экспертизой.

Зачастую непосредственно к строительству объекта застройщик приступал спустя годы после согласования проектной документации, за это время иногда менялась даже сама концепция проекта. Тогда весь пакет документации проходил повторную экспертизу.

Однако в последние годы количество так называемых долгостроев сокращается. Поэтому и необходимость проведения повторной экспертизы встречается всё реже.

5. Москомэкспертиза отчитывается о сэкономленных средствах, причём эти цифры год от года растут. Получается, что у этого госоргана существует «план по экономии», наподобие пресловутого «плана по штрафам» в ГИБДД!

– Что касается цифр, то за последние четыре года показатели экономии Москомэкспертизой бюджетных средств действительно демонстрируют положительную динамику. Если в 2012 году общая экономия средств городского бюджета составила 49 млрд рублей, то по состоянию на 30 сентября текущего года мы превысили эту сумму почти на 10,5 млрд рублей. К концу года ориентируемся на показатель в 80 млрд рублей.

При этом с 2010 по 2012 годы наблюдалось постепенное снижение количества поданных на госэкспертизу заявок. В текущем же году количество заявок резко увеличилось, за три квартала рассмотрено почти 900 заявок.

Бесспорно, требования к проектной документации за последние годы существенно ужесточились. Но значит ли это, что у экспертов существует «план по экономии»? Конечно, нет! Как нет и каких-то «оптимальных процентов», на которые нам указано снижать сметную стоимость бюджетных объектов. А есть нормативно-методическая база, которая регулирует правомерность применения тех или иных расценок на строительно-монтажные работы. Когда сметчики и проектировщики некорректно используют действующие расценки, мы их корректируем.

В результате изучения всех обоснований эксперты выдают заключение о достоверности представленных расчётов (если экспертиза проектной документации была необязательной) или же положительное заключение госэкспертизы, когда согласуется весь пакет документации на объект.

Источник: КВАДРАТЪ

Вернуться к списку статей

Запрос информации: Вступить в ГРМО / Пройти аттестацию / Сертификацию

Я согласен с условиями публичной оферты Нажимая кнопку отправить, Вы подтверждаете свое согласие на обработку предоставляемых данных
Задать вопрос
Задайте Ваш вопрос по работе гильдии и мы обязательно свяжемся с Вами
Нажимая кнопку отправить, Вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных
Спасибо!
Задать вопрос