Компании-члены ГРМО
Списки по городам
Муниципальные гильдии
и профессиональные объединения
Награды ГРМО

Зал славы ГРМО
лауреаты конкурса/спонсоры
Гильдия риэлторов Московской области РГР 2018 Основана в 1997 году

ГИЛЬДИЯ РИЭЛТОРОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЛУЧШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РГР 2018

Российская Гильдия Риэторов
Объединяя профессионалов
8 (496) 465-07-29, 8 (985) 604-97-92

Сервисы
ГРМО
Реестр компаний
сертифицированных
Единая база
объектов ГРМО
Статьи, оценка, мнения
14.07.2010

Малозавлекательный ритейл

Аналитики A.T. Kearney посчитали, что за последний год развивать торговый бизнес в России стало менее привлекательно для иностранных ритейлеров, чем в Перу и даже Уругвае. С другой стороны, других представителей СНГ в рейтинге не нашлось, а почётное 10-е место свидетельствует о все еще самом высоком в Восточной Европе потенциале рынка, считают эксперты.

Российская Федерация потеряла сразу 8 позиций в рейтинге наиболее перспективных для розничной торговли стран. Если год назад наша страна занимала второе место из тридцати возможных, то в 2010-м эксперты A.T. Kearney поставили ее уже на десятую позицию.

При составлении рейтинга консалтинговая компания основывалась на данных индекса роста мировой розничной торговли (Global Retail Development Index, GRDI). Последний составляется, исходя из странового риска, куда входит экономический, политический и социальный риски, насыщенности и темпов роста местного рынка, а также возможности отсрочить выход на него. При этом, чем меньше возможности для отсрочки, тем выше сам рейтинг.

Стоит отметить, что кризис полностью изменил тройку лидеров рейтинга. На первое место поднялся Китай, за ним идут «новичок» Кувейт и Индия. Опередить Россию смогли также Саудовская Аравия, Бразилия, Чили, ОАЭ, Уругвай и Перу.

В российском отделении A.T. Kearney отметили, что Россия из лидеров по привлекательности для международных ритейлеров откатилась на 10-ю строчку, потому что здесь, во-первых, уже хорошо укрепились местные игроки, во-вторых, мешают административные барьеры и неразвитость инфраструктуры. К тому же, покупательский спрос все еще слаб.

Со своей стороны консалтинговые компании, работающие на рынке недвижимости России, не торопятся соглашаться с выводами коллег. Так, директор отдела агентских услуг департамента торговой недвижимости Colliers International Галина Малиборская считает, что любой рейтинг имеет субъективные стороны. «Сложно сказать, какие сети компания опрашивала, возможно, сюда попали те из них, которые сместили векторы развития, скажем, в Азию, но не было тех, кто хочет развиваться в России и Европе», - рассуждает эксперт.

Руководитель отдела исследований и консалтинга Магазин Магазинов в ассоциации с CB Richard Ellis Наталья Рудакова также подчеркивает, что для правильной оценки того, «действительно ли падение в рейтинге России всего за 1 год оказалось столь резким, необходимо понимать методику исследования».

При этом Денис Соколов, партнер, руководитель отдела стратегического консалтинга и исследований Cushman & Wakefield, полагает, что наоборот, «коллеги из A.T. Kearney пишут о привлекательности российского рынка, характеризуя его как самый крупный потребительский рынок Европы и наиболее привлекательный в Восточной Европе». В то же время он отмечает, что на оценках экспертов сказалось и снижение темпов роста ВВП, и также то, что за последние 18 месяцев люди здесь заметно уменьшили свои расходы, сконцентрировавшись на накоплениях и выплатах долгов.

К сегодняшнему дню на рынке, обращает внимание Соколов, сформировалась противоречивая ситуация. С одной стороны, «деньги у людей есть, однако пока они не видят причин для того, чтобы с ними расставаться, поскольку в торговых центрах потребитель сталкивается с ограниченным ассортиментом и перечнем ритейлеров». С другой - сами ритейлеры, хотя и видят потенциал в российском рынке, но продолжают испытывать сложности на своих основных рынках, поэтому не всегда располагают ресурсами для завоевания новых рынков.

«Однозначно дать ответ, что российский рынок стал совершенно непривлекателен нельзя, интерес по-прежнему есть, переговоры о выходе на рынок ведутся», - говорит Рудакова. Кроме того, даже в Москве не хватает качественных торговых площадей. Во многом отсутствием интересного предложения на рынке для иностранных ритейлеров обусловлено, по мнению эксперта, некоторое затишье в первой половине 2010 г.

Те же ритейлеры, кто сумел относительно удачно пережить кризис, сегодня рассматривают для развития в России не только Москву и Санкт-Петербург, но и города-миллионники и даже 500-тысячники, говорит Малиборская. Наибольший интерес они проявляют в первую очередь к таким сибирским городам, как Иркутск, Томск, Тюмень и Омск. Также потенциально привлекательными эксперт считает рынки Рязани и Тулы. Однако некоторые города юга страны, с точки зрения ритейла, сегодня находятся в зрелой фазе насыщения. «В первую очередь девелоперов продолжают интересовать крупные города России, такие как Екатеринбург, Челябинск, Краснодар, Ростов-на-Дону, что напрямую связано и с планами ритейлеров по развитию», - добавляет Наталья Рудакова.

Со своей стороны Илья Афраймович, директор по развитию Ross Group считает, что, с одной стороны, «развиваться в регионах мировым брендам сложнее, так как Россия огромная страна и возникают вопросы логистики и тому подобные», но в то же время «есть города с высоким уровнем жизни, например, Сургут, где рынок торговли развит довольно слабо, а потому перспектив развития этого сектора довольно много».

В целом, по мнению Галины Малиборской, сегодня возобновляется процесс по приходу международных ритейлеров в регионы России, который приостановился во время кризиса. «Сегодня регионы начинают оживать», - констатировала эксперт. С ней соглашается и Денис Соколов: «Я думаю, что рынок ритейла находится на пороге качественного изменения. Предыдущая фаза закончилась в 2008 г. и характеризовалась насыщением потребителя». Теперь же вкусы потребителя становятся более изощренными, однако ритейл пока оказался не готов к этому, заключает Соколов.

Ners.ru
Вернуться к списку статей

Техническая поддержка