Каким видят 2015 год экономисты

14.01.2015

Каким видят 2015 год экономисты

Что произошло в этом году с нефтью и российским рублем, россиянам объяснять ни к чему. Население сразу вспомнило прошлые кризисы и гадает, на какой же из них будет похож ожидаемый кризис в 2015 году. Экономисты рассказали, что ждет нефть, рубль и российскую экономику и с каким непростым годом наступивший 2015-й все-таки стоит сравнивать.

От того, как поведут себя цены на нефть в 2015 году, во многом зависит, как переживет следующий год рубль и в целом российская экономика. Однозначного ответа сейчас никто дать не может. Точно понятно лишь то, что про 100 долларов за баррель пока стоит забыть (возможно, на долгий срок).

Сейчас нефть торгуется в районе 60 долларов за баррель, и ее стоимость либо пойдет вниз, либо вверх, либо зафиксируется на нынешнем уровне.

Александр Купцикевич из FxPro придерживается пессимистичного сценария: нефть продолжит свое снижение в 2015 году и в какой-то момент опустится ниже 40 долларов за баррель, потому что производство нефти продолжит расти и будет превышать спрос на мировом рынке. Он не исключает шоковых уровней 30 или даже 20 долларов за баррель, но лишь краткосрочно. «Я рассчитываю, что котировкам удастся стабилизироваться у 40 долларов за баррель», – говорит эксперт. И такова будет среднегодовая цена на нефть в 2015 году.

Это может произойти, хотя не обязательно. Но к плохому сценарию надо быть готовым. Тем более что страны ОПЕК, которые имеют возможность влиять на стоимость нефти, наотрез отказались вмешиваться, даже если котировки упадут до 20 долларов.

Пока же не исключают и восходящий тренд. Уже сейчас на мировых рынках возобновляется рост цен на нефть. Котировки поднимаются на фоне ожиданий сокращения мирового предложения нефти из-за обострения конфликта в Ливии.

Более оптимистичный прогноз на 2015 год: среднегодовая цена на нефть все-таки окажется в районе 80 долларов за баррель, хотя это не исключает кратковременного падения котировок в район 30–40 долларов за баррель. Такого сценария ожидает Александр Пасечник из Фонда национальной энергетической безопасности.

Восемьдесят долларов за баррель по году не исключают также экс-министр финансов Алексей Кудрин и глава Экономической экспертной группы Евсей Гурвич в своем исследовании (второй прогноз – 60 долларов). Российский министр энергетики Александр Новак считает 80–90 долларов за баррель справедливой мировой ценой на нефть, которая может стать реальностью через полгода-год – в зависимости от того, как скоро с рынка уйдут дорогие и нерентабельные при низких ценах нефтяные проекты (типа сланцевой нефти или на арктическом шельфе).

Но главный факт, который говорит в пользу наилучшего из возможных сценариев по нефти, в том, что богатые арабские страны из числа ОПЕК сами ждут восстановления котировок в районе 70–80 долларов за баррель к концу 2015 года. Их прогноз таков: в течение нескольких месяцев цены будут находиться вблизи 60 долларов за баррель, а затем вернутся к приемлемому уровню в 70–80 долларов без вмешательства картеля.

Еще один хороший сигнал нефтяному рынку дали саудиты неделю назад. Саудовская Аравия сверстала бюджет на 2015 год, исходя из цены на нефть в 80 долларов за баррель, хотя ждали на уровне 60 долларов. То есть крупнейший игрок говорит рынку, что ожидает увидеть отскок в ценах на нефть. Ко всему прочему, министр нефти Али Аль-Наими заявил на прошлой неделе: «Я на сто процентов уверен: цены пойдут вверх, у них нет другого направления, кроме как идти вверх».

Наконец, кроме фундаментальных факторов могут вмешаться еще геополитические или военные факторы, или приход спекулятивных капиталов. Любое из этих событий может разогнать нефтяные котировки.

Рубль

Судьба российского рубля неразрывно связана с нефтяными котировками. Хотя, конечно, сейчас рубль сильно недооценен и его курс явно не соответствует текущим ценам на нефть.

Так, на 30 декабря доллар был в районе 56–57 рублей, курс евро – 69 рублей, хотя стоимость барреля нефти находится у 60 долларов (Brent поднялся даже выше). При этом справедливый курс доллара в 62 рубля может быть только при цене Urals в 40 долларов за баррель, а 80 рублей за доллар – лишь при котировке нефти в 20–30 долларов за баррель, посчитали в «ВТБ Капитале». Если исходить из данных по платежному балансу и другим макроэкономическим индикаторам, справедливый курс – ниже 45 рублей за доллар, говорит Платон Магута из УК «Фонд Магута».

Это объясняется искусственным падением рубля в «черный вторник» в декабре до 80 рублей за доллар и 100 за евро из-за неожиданного роста ключевой ставки Центробанка до 17%. Однако, как объясняет в интервью BFM министр экономического развития Алексей Улюкаев, повышение ставки было необходимо для обеспечения финансовой стабильности. Потому что накануне рынок был в шаге от банковского кризиса, говорит министр. В любом случае такая высокая ставка не будет вечной. В ближайшие месяцы в правительстве «должны создать условия, которые помогли бы Банку России снизить ставку», подтверждает Улюкаев.

Недооцененность рубля дает понимание, что курс рубля должен прийти к равновесным значениями, если нефть как минимум сохранится на текущем уровне или пойдет вверх.

В противном случае (пессимистичный сценарий падения цен на нефть) доллар может снова достичь 80–90 рублей, а евро – превысить 100 рублей (немного). «На волне распродажи нефти доллар даже может уйти и выше 100. Но вряд ли это будет надолго. Более уверенно доллар выше 100 рублей будет торговаться только в 2016-м. Эти уровни мне видятся долгосрочно объективными», – говорит Александр Купцикевич, который исходит из ожидания падения котировок нефти до среднегодового уровня в 40 долларов за баррель в 2015 году.

Однако годовой прогноз по рублю дается экономистам еще сложней. Тем более что кроме нефти есть еще много влияющих факторов. К примеру, после резкого обвала рубля до 80 и 100 за доллар и евро правительству удалось укрепить рубль от рекордных минимумов 16 декабря к доллару на 28%, к евро – на 30% (после серии консультаций с крупнейшими экспортерами по графику продажи валютной выручки).

Но последнюю торговую неделю 2014 года рубль открыл резким снижением. Однако тут давили окончание периода налоговых выплат, когда компании нуждаются в рублевой ликвидности, и приближение праздников, перед которыми участники рынка минимизируют валютные риски.

Кроме нефти, ЦБ может еще поднять ставку или ввести другие меры для поддержки рубля, о которых пока ничего не говорится. Или, например, выйдет сейчас на рынок экспортер и продаст значительный объем валютной выручки – и рубль спокойно может укрепиться в районе 52 рублей за доллар.

И все же оптимистичный прогноз экономистов – что уже в начале года рубль может вернуть позиции, утраченные в конце прошлого года, потому что, во-первых, цены на нефть возобновили рост, во-вторых, на рынок после каникул вернутся компании-экспортеры.

Агентство прогнозирования экономики, например, полагает, что в начале января курс доллара будет 57,12 рубля, на конец месяца – 65,69 рубля. При этом курс доллара может опускаться до 48,55 рубля за доллар. По евро прогноз – 69,36 рубля в начале января и 79,76 рубля в конце. В феврале средний курс доллара – 70,62 рубля, евро – 82,48 рубля. В марте средний курс доллара – 77,15, евро – 86,13 рубля.

Экономика России

В целом видно, что существуют предпосылки для любого развития ситуации. До конца понятно лишь одно: следующий год для российской экономики будет тяжелым. От того, насколько тяжелым, будет зависеть ответ на вопрос, станет кризис затяжным на два (три) года или первые признаки восстановления появятся уже к концу 2015 года. Такой аккуратный прогноз, по сути, дал и президент России Владимир Путин. И с ним согласны многие экономисты.

Что касается бюджета-2015, то тут все не так плохо, потому что падение доходов из-за низких цен на нефть компенсируется девальвацией рубля. К тому же Минфин подгоняет бюджет под нынешние реалии. Уже в ноябре он предложил пересчитать бюджет исходя из стоимости барреля в 80–90 долларов (вместо 100 долларов), а теперь готовится урезать бюджет исходя из средней цены в 70 долларов за баррель в 2015 году.

Бюджет, рассчитанный в рублях, может иметь сравнительно скромный дефицит в 3–6% за счет девальвации рубля (при худшей ситуации по нефти), оценивает Купцикевич.

При благоприятном исходе ВВП сократится в пределах 1%, инфляция составит 10,1–11%, а дефицит бюджета составит порядка 0,5%, говорит Платон Магута из УК «Фонд Магута».

С одной стороны, ослабление национальной валюты поможет бюджету, но с другой – способно серьезно разогнать инфляцию и снизить уровень жизни населения. К этому надо быть готовым. «Если наши крупные компании так и не получат выход на зарубежные рынки заимствований, то могут стать очень крупными покупателями валюты, что в свою очередь вынудит ЦБ активнее продавать резервы. Но я не думаю, что все наши резервы закончатся за год или два», – говорит Купцикевич.

У России есть накопленная «подушка безопасности», поэтому трудные год или два удастся пройти куда менее болезненно, чем можно было бы ожидать при других обстоятельствах. А в конце экономика никуда не денется от законов и начнет восстанавливаться. Даже если нефть будет дешевой, а санкции – действовать долго.

В 2015 и 2016 годах экономика России будет перестраиваться под новые реалии необходимости развития несырьевых секторов, зато уже в первые кварталы 2017 года рост экономики будет главным образом обеспечиваться за счет несырьевого экспорта и внутреннего спроса, что увеличит макроэкономическую устойчивость в будущем, говорит Магута.

Если весной 2015 года Запад отменит санкции, то дело пойдет еще быстрее. «Если санкции ослабят или отменят, то, конечно, это будет вздохом облегчения как для экономики, так и рубля, а также существенно затормозит инфляцию», – говорит Купцикевич.

2015-й в сравнении с 1998-м и 2008-м

Экономисты указывают, что сравнение с предыдущими кризисами не совсем корректно. Например, кризис 1998 года был связан с крахом существовавшей финансовой системы страны, и этим объясняется девальвация рубля и ухудшение ситуации во всех остальных отраслях. Кризис же 2008 года был связан с внешними причинами – кризисом финансовой системы в развитых странах вообще и с ипотечным кризисом в США в частности, что и повлекло за собой ухудшение экономической ситуации в России, напоминает директор агентства рыночных исследований и консалтинга «Маркет» Андрей Давидович.

Кризис же в 2015 году был предсказуем. «Начиная с 2012 года и до конца 2013 года Россия потихоньку замедляла свое развитие. И в прогнозах на 2014–2015 годы было понимание того, что рост российского ВВП будет на уровне 1–3%. Это, конечно, не рецессия, но все равно серьезный провал в развитии», – говорит Давидович.

«То, что творится в экономике в настоящее время, – это еще не полноценный кризис в привычном понимании этого слова, это предкризисная обстановка. По-видимому, никакие меры уже не вернут стоимость иностранных валют к курсу начала 2014 года», – сказал газете ВЗГЛЯД замгендиректора консалтинговой компании HEADS Никита Куликов.

Но с этой колокольни усиливается вероятность увидеть отрицательный рост экономики России в 2015 году. Этому помогли внешние причины, те же санкции (особенно недоступность финансирования на западных рынках заемного капитала) и резкое падение цен на нефть.

«Санкции выступили только катализатором, а предпосылки были заложены гораздо глубже: это и неправильная фиксация инфляции за последние годы, это и огромные дыры в капиталах некоторых банков, и ценовая война на нефтяном рынке, а также неприкрытые политические амбиции лидеров ряда западных стран, в частности США, Великобритании и Франции, которые хотят вернуть свои статусы «мировых лидеров», утерянные еще в 19-м и 20-м веках», – говорит Куликов.

Сейчас ситуация не похожа на 2008 год, потому что тогда был шок, от которого товарный рынок быстро пришел в себя, не только нефть, но и металлы быстро вернулись к довольно высоким уровням, говорит Александр Купцикевич. «На этот раз ситуация более похожа на эпизоды начала 1990-х в мировой экономике, когда рост добычи надолго отбросил цены на нефть к очень низким уровням, что помогало импортерам нефти, но при этом экспортеры имели сокращение уровня жизни», – считает он.

Такая ситуация сохранялась с 1980-х вплоть до конца 1990-х. Сейчас же события могут развиваться намного быстрее – это важное отличие. Купцикевич считает, что нефть упадет быстрее, но и стабилизируется быстрее: цены на нефть возобновят свой рост не через 10–12 лет, а вдвое быстрее (и это еще пессимистичный сценарий).

С другой стороны, потребительский кризис в 2015 году может оказаться глубже и продолжительней, чем в 2008 году. «Особенно ощутимо мы почувствуем кризис к весне 2015 года», – считает Давидович. Инфляция в первом полугодии составит 15–20%, во втором замедлится до 12%. Покупательская способность снизится на 20%, то есть люди смогут покупать на 20% меньше товаров и услуг, ожидает эксперт.

Бизнес пострадает в первую очередь. «Уже сейчас можем предположить передел рынка в 2015 году вследствие ухода более слабых игроков, причем абсолютно любого: начиная с торговли техникой и заканчивая рынком банковских услуг и недвижимости», – говорит Куликов. Также возможен уход с рынка производителей, которые в ущерб себе необдуманно закупали иностранное сырье, в связи с чем себестоимость производимой ими продукции вырастет, и они потеряют своих потребителей. «И, разумеется, всю эту картину дополнит еще и чистка банковского сектора, которая будет похлеще, чем в 2014 году», – добавляет Куликов.

«С другой стороны, возросший спрос на ряд товаров, а также вероятные конфликты на Ближнем Востоке могут качнуть маятник в другую сторону и, соответственно, простимулировать производство, и как результат – рост цен на энергоресурсы, в том числе и на нефть, которая подтянет за собой все остальное. Более того, недавние действия официального Пекина и намеренность российских властей перевести все международные расчеты на рубль свидетельствуют о том, что точка в нынешней предкризисной ситуации еще не поставлена», – продолжает собеседник.

Резюмируя, можно сказать, что существуют предпосылки как по ужесточению сложившейся ситуации, так и по ее выравниванию. И как ни крути, все эти выводы сегодня – как гадание на кофейной гуще. Поэтому и правительству, и населению лучше просто быть готовыми к различным сценариям развития ситуации. Главное – не паниковать, потому что это точно тупиковый путь.

Купцикевич советует жителям страны не тратить свою «подушку безопасности», а лучше просто поспешить с покупкой того, что уже запланировано, но не более того. «Всегда нужно помнить, что в период экономического кризиса банки будут менее охотно выдавать кредиты, да и ставки по ним будут существенно выше. К тому же, вероятно, вырастет безработица», – говорит эксперт. Через год или несколько лет ситуация тем или иным способом пойдет в гору – или нефтяные цены вырастут до комфортных уровней, или экономика РФ перестроится, а если и то и другое, то на поправку ситуация пойдет еще быстрее.

www.irn.ru

_____________________________________________________________________________________

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ И КЛИЕНТОВ:
На портале reestr.rgr.ru расположен Единый реестр сертифицированных компаний и аттестованных специалистов рынка недвижимости РФ.
Поиск агентства недвижимости осуществляется по названию компании, населенному пункту или субъекту РФ
Поиск специалиста (риэлтора) осуществляется по фамилии, названию компании, населенному пункту или субъекту РФ

 

Вернуться к списку статей

Запрос информации: Вступить в ГРМО / Пройти аттестацию / Сертификацию

Я согласен с условиями публичной оферты Нажимая кнопку отправить, Вы подтверждаете свое согласие на обработку предоставляемых данных
Задать вопрос
Задайте Ваш вопрос по работе гильдии и мы обязательно свяжемся с Вами
Нажимая кнопку отправить, Вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных
Спасибо!
Задать вопрос