Бесплатное жилье кончилось

26.10.2012

На Москве обкатают федеральную программу по переводу очередников на аренду.

Мэр Москвы Сергей Собянин не так давно заявил журналистам о том, что москвичам надо полностью изменить свой подход к решению квартирного вопроса. Мол, критерием того, что жилищный вопрос решен, больше не должна являться ситуация, когда у семьи появляется в собственности отдельная жилплощадь. Решением жилищного вопроса, по мнению городского головы, впредь должен считаться переход очередника на постоянную длительную аренду апартаментов. Неважно у кого - у города, коммерческих структур или частных лиц.

<У нас люди считают, что квартиру надо обязательно купить, потом передать по наследству. Но нигде в мире жилье в таком объеме не приобретается, все арендуют недвижимость. Москва вынуждена строить меньше всех в стране. Мы не можем выдавать по 8-15 миллионов квадратных метров ежегодно. Приходится делать самый минимум, например, для очередников или москвичей, переселяемых в рамках программы по сносу ветхих пятиэтажек>, - отметил Собянин.

Кроме того, он сообщил о том, что федеральные власти готовят законопроект <О формировании рынка доступного арендного жилья>, предусматривающий особый налоговый режим для структур, которые строили бы доходные дома и сдавали в них жилплощадь по социальным ставкам. Эта система должна прийти на смену сегодняшней системе социального найма.

Иными словами, очередники более не будут получать отдельные квартиры, которые, к тому же, можно было бы приватизировать. Вопрос этот, судя по всему, уже решен политическими лидерами страны - слишком уж явно за фигурой Собянина маячит силуэт Кремля.

Подсластить пилюлю отцы города готовы обещанием субсидировать арендные платежи очередникам, заключившим арендные договора на 5 лет и более. Мэрия рассчитывает, что этим замысловатым ходом можно будет вывести из тени и рынок аренды. Однако в привлекательность этого пряника чиновники, похоже, и сами не особо верят. Не зря почти одновременно с Собяниным на контакт с прессой вышла заммэра Наталья Сергунина, которая пообещала выявить среди очередников людей состоятельных и привлекать их к уголовной ответственности <за мошенничество>. По ее словам, на очереди в Москве стоят несколько тысяч человек, располагающих недвижимостью в других регионах или имеющих в собственности авто представительского класса.

То, что городские власти фактически отказываются от обязательства по обеспечению жильем жителей города - очевидно. А вот что предлагаемая взамен схема его аренды является вполне рабочей - вызывает сомнение. Например, в 2007 году мэрия Москвы уже выступала с подобным проектом, зарезервировав в городском бюджете средства для перевода на аренду примерно 2000 семей очередников.

Условия были такие: раз в квартал чиновники мэрии исключительно на основании официальных договоров и банковских платежек перечисляли половину устанавливаемого городом тарифа на аренду квартиры. Тариф же зависел не только от количества комнат в арендуемом жилье, но и от количества членов семьи. Так, семье очередников из двух человек, арендующей однокомнатное жилье, полагалась компенсация чуть более 11 тысяч рублей в месяц. То есть аренду семья выплачивала раз в месяц, а компенсацию получала по итогам квартала и с существенной задержкой по времени. Неудивительно, что по итогам года оказалось, что этим предложением воспользовалось всего 180 семей. Менее половины из них смогли воспользоваться услугой риелторов - работать по городским тарифам тем оказалось невыгодно.

Подробнее о сегодняшних планах столичных властей рассказал член комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Мосгордумы Андрей Клычков (фракция КПРФ).

<СП>: - Скажите, то, что сейчас происходит, - это реализация некоего федерального проекта, в рамках которого российское государство отказывается от советского наследия в виде записанного в Конституции права граждан на жилище? А Москва, по традиции - одновременно и застрельщик, и экспериментальная площадка?

- Безусловно, Москва координирует свои действия с Федеральным центром. В том числе потому, что на примере крупного мегаполиса лучше видны фундаментальные проблемы. Но речь, конечно, не о том, чтобы осуществить уход от советской системы распределения жилья любой ценой. Вопрос сводится к тому, что город дольше не в состоянии выполнить обязательства перед очередниками, причем в любом формате.

В общем-то, эти проблемы обозначались явно и при Лужкове. Вы помните, ранее очередники получали новые квартиры по так называемым социальным нормам: 18 квадратных метров жилой площади на первого члена семьи (ответственного квартиросъемщика) плюс по 11 <квадратов> на каждого последующего. В итоге мы быстро пришли к системе, когда в доме под снос едва ли не в каждой квартире прописывали несколько семей - всех, за кого вышли замуж, с кем развелись. Дальних родственников не забывали тоже. Фактически получалась такая жилищная пирамида: снося дом, город в подавляющем большинстве случаев должен был выдавать на каждую снесенную квартиру по несколько. Понятно, что, если увеличивать раздачу в такой геометрической прогрессии, то никаких ресурсов у муниципального хозяйства не хватит: ни земельных, ни финансовых, ни мощностей для подключения инженерных коммуникаций.

Чуть более года назад город перешел к системе <метр за метр>: то есть независимо от числа прописанных, а также их взаимоотношений между собой, при сносе дома за каждую изъятую квартиру выдавать квартиру ровно такой же площади. Однако соответствующие службы мэрии быстро поняли, что и эта мера ничего не решит: ресурсов катастрофически не хватает на выполнение обязательств даже по такой урезанной схеме.

<СП>: - Кто сегодня получает жилье по очереди в столице?

- В целом сегодня в очереди на получение жилья числятся порядка 100 тысяч семей. Конечно, распределение жилья получается не так быстро, как им хочется. По моим сведениям, в этом году ключи от квартир выдают тем, кто стоял в очереди с 1989-91-х годов.

<СП>: - На ваш взгляд, является ли предлагаемая схема аренды работоспособной? Удовлетворит ли она реальные потребности очередников?

- Предлагаемую сегодня схему пока никто не видел, то есть пока официально ее не представляли. Однако заранее понятно, что без государственных компенсаций массовый переход очередников на аренду не произойдет. Также понятно, что программа будет реализовываться в привычном чиновникам ключе: довольно забюрократизировано и неторопливо. Я сильно сомневаюсь, что эта программа будет привлекательной для участников рынка - тех, кто сдает квартиры внаем и поднаем (неприватизированное жилье). И очередники явно воспримут это предложение негативно - ведь это совсем не то, чего они ждали десятилетиями. Рискну предположить, что достаточно массовые слои населения будут недовольны.

Однако лично я воспринимаю происходящее не как ревизию советской системы, а как попытку решить вопрос выполнения обязательств в условиях нехватки ресурсов. И попытка мэрии навести порядок в этом вопросе, убрать из очереди обеспеченных людей - совершенно справедлива.

<СП>: - А что смогут недовольные столь резкой переменой правил игры люди сделать в этой ситуации?

- Думаю, решительно ничего. Примут надлежащие законы, грамотно все проведут и оформят - так что в суд с этим пойти очередники не смогут - бесполезно.

Руководитель АЦ <ИНКОМ-Недвижимость> Дмитрий Николаевич Таганов, впрочем, уверен, что предлагаемая мэрией программа аренды по муниципальным субсидиям совершенно неработоспособна:

- Фактически государство признало свою несостоятельность в обеспечении населения жильем. И оно решило, что будет куда дешевле создать нового человека, - привыкшего арендовать. Но людей не перелепить. Менять менталитет масс - последнее дело. Никогда они не примут как норму тот посыл, который сегодня дает им власть: <Вы никогда не получите то, чего ждете по 30 лет>. Причем ожидание это было во многих случаях довольно мучительным и где-то унизительным.

Я вижу лишь очередную неуклюжую - как неуклюже практически все, что делает Собянин, - попытку разрубить, а не распутать клубок проблем. Нет такого количества глупых квартировладельцев в Москве, которые побегут заключать договора аренды <в белую>, да еще и на 5 лет минимум. Ведь у владельца будут большие проблемы с тем, чтобы поднимать потом арендную ставку, индексировать платежи - инфляция и валютные курсы будут быстро обесценивать его доход. А, с учетом возможного повторения экономического кризиса, в ближайшее время арендные платежи могут обесцениваться достаточно быстро. Поэтому рынок аренды по факту как был <черным>, так им и будет. Поэтому аренду по городским субсидиям я считаю практически нереализуемой программой. Нет рыночных механизмов, которые обеспечили бы внедрение и работу этой системы.

В итоге можно сказать, что столичные власти в этой ситуации пытаются в очередной раз издеваться над социально незащищенными людьми, а ведь среди очередников насчитывается большое количество многодетных семей, остро нуждающихся горожан.

Сергей Георгиевич Кара-Мурза, профессор, главный научный сотрудник Института социально-политических исследований (ИСПИ) Российской академии наук полагает, что идея Собянина фактически поставила очень важный вопрос об устройстве России в целом:

- Вопрос о субсидировании аренды - это второстепенные детали. Мэр столицы Собянин правильно сказал, что цель кампании - изменить психологию людей. Это нельзя сравнить с вещами исключительно материальными. Эти ценности представляют собой установившийся уклад в культурном представлении об идеале, о добре и зле. В России культурная традиция пронизана чувством дома. Оно пестовалось в крестьянской среде, затем укоренилось в городской, по мере вколачивания в фабричную жизнь пришедших на заработки из деревни бывших крестьян.

Формирование государственной концепции дома как основания надежности, привязанности к месту, активно происходило после Великой Отечественной войны. Эта политика вылилась в масштабные программы по предоставлению жилья широким слоям населения и нашла свое юридическое оформление в виде нормы в Конституции.

Вот теперь этот исконный для нашей страны исторический уклад предлагается сломать.

И это закономерный логический шаг для всей общей доктрины реформ, сформировавшейся под влиянием западных фильмов, набирающей ход глобализации: лишение чувства привязанности к месту, отчему дому, святым могилам.

Главная задача - сформировать население, известное в западной социологии как <новые кочевники>. Разумеется, речь идет об элите и среднем классе. Новые кочевники, в соответствии с этой доктриной, должны быть способными вести предпринимательство на всем Земном шаре, быть мобильными. А вот остальные будут сидеть в своих норах.

На Западе эти исторические процессы начались одновременно с промышленной революцией, когда массы крестьян сгонялись в Англии со своих наделов и шли в города наниматься рабочими на мануфактуры. В городах они жилье арендовали. Сегодня в развитых странах эта ситуация проявляется весьма наглядно. Там есть два класса, примерно равных по численности, - это те, кто имеет жилье, и те, кто его снимает всю жизнь. Например, в Германии более 60% населения жилье пожизненно арендует.

Но нашим людям это страшно: всю жизнь снимать, менять, жить в аренду: Для старшего поколения это все звучит даже катастрофически страшно. И эти планы имеют определенный экономический подтекст - ведь наличие собственного жилья снимает определенный пласт переживаний: беспочвенность, неукорененность, невозможность строить жизненные планы. Понятно, чтобы жить и работать, люди должны иметь жилье.

Это то же самое, что власть сегодня делает в сфере школы и здравоохранения - она заставляет поверить граждан, что все эти учреждения, как и жилье - всего лишь коммерческие предприятия по предоставлению услуг, но никак не право всех граждан с рождения. О том, что мы придем к этому, некоторые эксперты предупреждали еще в 1990-91-х годах при развале СССР, но тогда им никто не верил. Сегодня их правота очевидна.

<СП>: - Так каких последствий ждать от такой государственной политики?

- По мере реализации заявленных планов мы увидим очень высокие ставки на аренду, а также значительный рост цен на недвижимость. Власть надеется, что не будет особого протеста. Однако она не задумывается, куда это на самом деле ведет. Возможно, политические руководители полагают, что можно будет людей из аварийного и ветхого жилья переселять в специальные блочные строения барачного типа?

Но на этой траектории долго Россию не удержать! Подобный культурный сдвиг в сознании по мановению сверху не произвести. Люди боятся дестабилизации сегодня очень сильно и поэтому боятся протестовать, поэтому сдают свои привычные права ради этой самой стабильности. Но это не значит, что действия власти не вызывают протест! Когда школа, здравоохранение и жилье будут изъяты государством как право, это приведет к радикальной смене картины мира у россиян. И привыкшие к стабильности люди начнут массово протестовать. Только надо учесть, что и понятия, и методы протеста населения сегодня меняются. Мягкая сила давления на государство сегодня эффективнее баррикад. А способов мягкого давления можно изобрести очень много.

www.newsland.ru

Вернуться к списку новостей

Запрос информации: Вступить в ГРМО / Пройти аттестацию / Сертификацию

Я согласен с условиями публичной оферты Нажимая кнопку отправить, Вы подтверждаете свое согласие на обработку предоставляемых данных
Задать вопрос
Задайте Ваш вопрос по работе гильдии и мы обязательно свяжемся с Вами
Нажимая кнопку отправить, Вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных
Спасибо!
Задать вопрос